Этот провансальский национальный вид спорта очень прижился в Москве. Ведь для него нужны лишь набор шаров да ровная поверхность (травянистая, резиновая, асфальтовая, песчаная — все равно). Зато ажиотаж в ходе игры возникает такой, что шары только разлетаются.
Игры, похожие на петанк, существовали еще в Древней Греции и Риме. Они дожили до средних веков и обрели невероятную популярность во Франции. Со временем петанк даже был запрещен: как и нынешние компьютерные игры, петанк отвлекал людей от полезных занятий — например, стрельбы из лука или фехтования.
Но несмотря на запреты, игра не канула в Лету, а прекрасно обосновалась во Франции и в наши дни.
Правила игры просты: игроки двух команд по очереди бросают металлические шары, стремясь положить их как можно ближе к маленькому шарику (обычно деревянному) — кошонету (cochonnet по-французски — поросенок). При этом шар игрока может задеть и сдвинуть кошонет, выбить шар соперника, и т.д. В конце игры та команда, чьи шары в большем количестве оказались ближе к кошонету, побеждает. Игра ведется до 13 очков.
В России петанк набирает популярность, и в парках часто можно заметить компании с небольшим чемоданчиком — в нем обычно переносят реквизит игры.
Место для этой игры, тренирующей меткость, есть, к примеру, в парке Горького. Здесь располагается кафе-петанк La Boule, на площадках перед которым проходят игры. Хотя для петанка подойдет любая мало-мальски ровная поверхность. Просто покупайте набор шаров, выбирайтесь на природу и играйте в свое удовльствие!
1. В игре принимают участие две команды. Команда может состоять из одного, двух, или трех игроков. В игре используется не более 12 шаров. Если команда состоит из одного или двух игроков, то каждый из них играет тремя шарами. Если в состав команды входит по три игрока, то каждый игрок такой команды играет двумя шарами.
2. Бросая жребий, выбирают, какая команда начинает играть первой. Эта команда чертит на земле круг диаметром 30-50 см или использует круг-шаблон.
3. Игрок первой команды бросает деревянный шарик - кошонет на расстояние от 6 до 10 метров, но не ближе чем на 50 см от любого препятствия. При этом ноги игрока должны быть внутри круга до тех пор, пока кошонет не остановится.
4. После того как кошонет брошен, любой игрок первой команды (не обязательно тот, кто бросал кошонет) бросает первый шар, стараясь разместить его как можно ближе к кошонету. При этом ноги бросающего игрока не должны выступать за пределы круга.
5. После первого броска игрок второй команды становится в тот же круг и старается бросить свой шар так, чтобы в результате шар его команды оказался ближе к кошонету, чем любой шар соперника. Для этого можно просто бросить шар ближе к кошонету или выбить шар противника или изменить положение кошонета.
6. Следующий бросок делает команда, чей шар находится дальше от кошонета, и бросает свои шары до тех пор, пока один из ее шаров не станет ближе к кошонету, чем любой из шаров оппонента. После чего броски делает команда оппонентов. Если у команды оппонента не осталось шаров для броска, то другая команда бросает свои оставшиеся шары, стараясь разместить их как можно ближе к кошонету.
7. Когда шары обоих команд брошены, производится подсчет очков. Команда - победительница (та, чей шар оказывается ближе всех к кошонету) получает столько очков, сколько шаров размещено ближе к кошонету, чем ближайший шар противостоящей команды. Вторая команда в этом раунде очков не получает.
В примере на рисунке, команда, играющая черными шарами имеет 3 шара расположенных ближе к кошонету чем самый близкий шар команды, играющей белыми шарами, и таким образом получает 3 очка.
8. Раунд считается законченным, когда каждая команда бросила все свои шары. Команда - победительница начинает новый раунд, вычерчивая круг на месте падения кошонета предыдущего раунда, и снова бросает кошонет и начинает новый раунд.
Игра продолжается, пока одна из команд не набрала 13 очков
Петанк
Игра, заключающаяся в бросании металлических шаров на точность с места. Название происходит от провансальского ped tanco, что означает «ноги вместе».
Аут
Граница поляны либо любое препятствие на ней. Попавший в аут шар не принимает дальнейшего участия в гейме. Попадание кошонета в аут приводт к немедленному окончанию гейма.
Биберон
Ситуация, при которой расстояние между шаром и кошонетом меньше диаметракошонета. В более узком смысле – ситуация, когда шар касается кошонета.
Бить
Выполнять шут.
Бушон
То же, что кошонет..
Вкатить
При выполнении пойнта расположить шар ближе к кошонету, чем другие шары. См. также катить.
Войти
То же, что вкатить.
Гейм
Часть партии, в течение которой все броски совершаются из одного круга. Завершается, когда обе команды бросили все свои шары или когда кошонет ушел в аут. По итогам гейма одна из команд получает очки. Число геймов в партии заранее неизвестно.
Джек
То же, что кошонет..
Дуплет
Команда из двух человек. Каждый участник играет тремя шарами.
Играющий шар
Шар, находящийся ближе к кошонету, чем любой шар противника.
Каро
Результат выполнения шута в железо, когда выбиваемый шар уходит в аут, а выбивающий остается на его месте, смещаясь не более чем на 15-20 см. Иногда каро считают только чистое каро, а каро с любым смещением относят к пале.
Каро с откатом
Особый случай каро, когда выбивающий шар смещается назад, располагаясь при этом ближе к кошонету, чем находился выбиваемый шар.
Каскет
Ошибка при выполнении шута в железо, при которой бьющий шар падает на выбиваемый шар сверху и уходит в аут, при этом выбиваемый шар остается на месте.
Катить
Выполнять пойнт. См. также вкатить.
Квадроплет
Команда из четырех человек. Каждый участник играет двумя шарами. Официальные соревнования среди квадроплетов не проводятся.
Кошонет
Сделанный из специального материала (обычно из дерева) окрашенный шарик диаметром 3 см, бросаемый первым в каждом гейме и являющийся целью, максимально близко к которой надо расположить свои шары. Иногда применяется сокращенное название кош или кошон.
Крокодилы
Шары, имеющие очень много насечек.
Круг
1) Нарисованная на земле окружность диаметром примерно 50 см, обозначающая место, с которого будут совершаться броски в текущем гейме.
2) Сделанное, как правило, из пластмассы кольцо с внутренним диаметром 50 см, позволяющее не рисовать круг в каждом гейме, а обозначать его. Правильное название -круг-шаблон
Лысые шары
Шары, не имеющие насечек. Предпочтительны для тира.
Мидл
Специализация игрока в триплетах или квадроплетах: игрок, в зависимости от ситуации в гейме выполняющий пойнт или шут.
Насечки
Специальные углубления на шаре, сделанные фабричным способом, улучшающие сцепление шара с грунтом. Также иногда помогают в идентификации шара.
Остаться
Результат выполнения шута, когда бьющий шар после столкновения останавливается в точке, расположенной ближе к кошонету, чем любой из шаров соперника.
Отрезать
При выполнении пойнта не вкатить, но уменьшить число шаров противника, приносящих очки.
Пале
Результат выполнения шута в железо, когда выбиваемый шар уходит в аут, а выбивающий, сместившись больше чем на 15-20 см, остается играющим шаром.
Партия
Последовательность геймов, заканчивающаяся в тот момент, когда одна из команд наберет 13 очков, либо по истечении установленного времени.
Первый пойнт
1) Первый бросок шара в каждом гейме. По определению, пойнт
2) Игрок команды, выполняющий в течение партии первый пойнт своей команды
Передать (ход)
1) Любым способом сделать так, чтобы свой шар оказался ближайшим к кошонету.
2) То же, что вкатить. Обычно применяется по отношению к неудачно брошенному шару, который, тем не менее, оказался ближайшим к кошонету.
Пойнт
Бросок с целью поставить свой шар в определенную точку (например, максимально близко к кошонету)
Пойнтер
1) Игрок, выполняющий пойнт
2) Игрок, чья игровая специализация - пойнт
Поляна
Ограниченная или неограниченная территория, на которой проходит отдельный геймили партия в целом
Помечать положение
Делать на грунте отметки, позволяющие вернуть шар, кошонет или круг на место в случае их непроизвольного смещения. Как правило, положение помечается двумя короткими штрихами, позволяющими однозначно вернуть сдвинутый объект на место.
Поставить
То же, что вкатить.
Прижаться
В результате выполнения пойнта расположить шар вплотную к другому шару (обычно шару соперника).
Расширить (радиус)
Результат выполнения броска, когда шар противника остается первым, но расстояние между ним и кошонетом увеличивается.
Ролл
Способ выполнения шута с прокатом, когда шутер осознанно увеличивает дистанцию проката. Повышает вероятность остаться, снижает вероятность ухода выбиваемого шара в аут.
Свой шар
Любой шар, принадлежащий команде игрока.
Сингл
Игрок, играющий партию «один на один» (иначе говоря – команда из одного человека). Играет тремя шарами.
Ставить
То же, что катить.
Стоять
1) (о шаре) Находится к кошонету ближе других шаров.
2) (о команде) Команда, которой принадлежит шар, находящийся ближе других ккошонету .
Тет-а-тет
Соревнования среди синглов.
Тир
1) То же, что шут.
2) Соревнование на выбивание шаров. Проводится путем выполнения игроками последовательности заранее определенных упражнений с различных дистанций.
Тирщик
То же, что шутер.
Толкать
Изменять бросаемым шаром положение ранее брошенного шара. По отношению к своему шару обычно употребляется в форме вталкивать (приближать к кошонету), по отношению к чужому – выталкивать или отталкивать (удалять от кошонета)
Триплет
Команда из трех человек. Каждый участник играет двумя шарами.
Фанни
1) Поражение со счетом 0:13.
2) Изображение девушки, которую, согласно традиции, должен поцеловать в обнаженные ягодицы проигравший со счетом 0:13.
Чистое каро
Особый случай каро, когда выбивающий шар идеально точно (без смещения) занимает место выбивающего шара.
Чужой шар
Любой шар, принадлежащий команде соперника.
Шар на руках
Шар, еще не вступивший в игру в данном гейме (который еще не бросали).
Шут
Бросок с целью выбивания чужого шара или кошонета.
Шут в железо
Способ выполнения шута, при котором бьющий игрок стремится попасть непосредственно в выбиваемый шар, а не в грунт перед ним.
Шут прокатом
Способ выполнения шута , при котором бьющий игрок стремится попасть не в выбиваемый шар, а приземлиться на грунт перед ним. При шуте прокатом бьющий шар докатывается до выбиваемого шара.
Шутер
1) Игрок, выполняющий шут.
2) Игрок, чья игровая специализация – шут.