Однажды спутница моего друга спросила, есть ли у меня девушка. А так как совсем незадолго до этого у меня девушка наконец то появилась, я решил больше не лгать на этот вопрос, и гордо и честно ответил
- Есть!
- А почему?
И вот тут я понял, что я и правда не в курсе, почему она у меня есть. Но в тот вечер пришлось соображать быстро, и я озвучил предположение, что девушка у меня есть от того, что я хорош.
Но тот вопрос, совершенно детский и нелепый, тогда поставил меня в такой тупик, что я до сих пор иногда не понимаю, почему мы не знаем ответов на столь простые вопросы.
С тех пор прошло немало времени, но я всё продолжаю задавать себе такие вопросы.
И один из таких вопросов подвёл меня к сегодняшнему размышлению: А почему я езжу на побитом ситроене? Почему люди вообще продолжают ездить на них?
Если отбросить очевиднейшие ответы вроде: «для того, что бы доставлять Своё Величество с улицы Задрюпинска до улицы Захлюписка и обратно ежедневно», разобраться становится совсем не так просто.
Дизайн?
Да, безусловно, дизайн является сильнейшей стороной этой машины. Очертания, ставшие легендой легендарного французского дизайна. Но ведь внешний вид машины толкает людей на покупку, но никак не на продолжение эксплуатации автомобиля на протяжении вот уже 10 лет. Значит, есть и другие характеристики, за которые её до сих пор любят?
Может, люди её берут для того, что бы погонять?
Не-а. Есть всякие подогретые VTS, которые берут именно для погонять, но самая популярная конфигурация – атмосферный 1.6 и 4-ступенчатый автомат. До сотни машину весом с морского слона-недоноска они разгоняют столько времени, что можно успеть осмыслить бессмысленность бытия и наложить на себя руки. В принципе, если её, всё-таки, удаётся разогнать до определённой скорости, то дальше можно и погонять. Главное – не тормозить, иначе – снова вечность разгона.
Но есть у «четвёртого» одна маленькая штучка, делающая из него настоящую гоночную машину! Инженеры всего мира бьются с моторами, трансмиссиями, подвеской, а секрет по-настоящему быстрой машины очень прост: тахометр, загорающийся красным на значениях, близких к отсечке. Как в Need For Speed!
А может, они надёжны?
И снова мимо. Проблемы будут, даже если вам удастся откопать экземпляр, привезённый из самой франции, с пробегом, равным расстоянию от конвеера до стоянки завода. Тем более проблемы будут, если пробег больше расстояния от конвеера до стоянки завода. Самая крупная из них – тот самый автомат. Его нужно прогревать, на нём не нужно вваливать, каждые пару десятков тысяч километров подавай ему свежее масло, каждые полсотни тысяч – свежие клапаны. И вообще, в его присутствии не стоит материться, иначе у фрикционов уши отсохнут к ста тысячам, и добро пожаловать на капитальный перебор коробки. Я вот об этом не знал и матерился. Отсохли.
С другой стороны, у нас есть двигатель. На первом поколении первого поколения ставили допотопные французские tu5jp4, даже без изменяемых фаз газораспределения. Но зато он жрал что дают и не выёживался. Потом стали ставить результат кровосмесительного брака француза и немца (обошлось без женщин, судя по всему), и вот тут владельцы периодически узнавали, что такое растяжение цепи, нагар, и прочие плюшки.
Остальное – всё мелочи. Подвеска сохранила генетическую память с 1812 года, и российские дороги недолюбливает: задняя балка периодически может дать крепкого поджопника, а передняя просто регулярно рассыпается. Но, как тут где-то кто-то сказал – французский автомобиль должен выдерживать забывчивость хозяина, вызванной на фоне вина и женщин, так что если что-то где-то загудело или застучало – бояться не стоит, можно смело ездить, пока ездит, хуже уже не станет.
Или, может быть, люди берут их ради комфорта?
Не знаю, остались ли на Земле олухи, считающие, что на все ситроены ставят гидропневму, но с4 мягким точно не назовёшь. И тихим, кстати, тоже. Отсутствие этих качеств отчасти компенсируется удобной посадкой на переднем ряду. Но и это тоже компенсируется – друзья ненавидят со мной ездить, если их больше одной штуки. Назад сложно залезть, и невозможно вылезти – если задняя подвеска не запинает до смерти, то задние ремни безопасности задушат – стягиваются они хорошо, а вот растягиваются – не очень.
Идеальная конфигурация – двое и собака. Ну и куча багажа, благо места, чтоб его упихать – море. В бензобак тоже много влезает – говорят, выезжая из Москвы с полным баком, можно доехать до Питера, и ещё останется на то, что бы пообщаться со всеми таксистами города, дабы выбрать лучшую заправку.
Так что же получается? Ради чего человечество до сих пор терпит эту неидеальную машину?
Сколько бы мы ни спорили о том, какой двигатель лучше, какая машина удобнее, быстрее, вместительнее, мы всё равно никогда не сможем отыскать лучшую. Потому что бывают просто хорошие машины. Они могут отвратительно ехать, они могут превращать хребет в песок, в них может быть невозможно уместить и косметичку, но они всё равно останутся отличными машинами. Мало кто замечает то, насколько хороша машина, это сложно разглядеть за лесом технических характеристик, это невозможно понять, это надо чувствовать. Такие машины покупают те, кому плевать на общественное мнение – ведь у них есть своё собственное. И C4 – именно такая машина.