Федеральная автомобильная дорога М9 «Ба́лтия» (Новорижское шоссе[1]) — автомобильная дорога федерального значения Москва — Волоколамск — государственная граница с Латвией — далее переходит в латвийскую автодорогу A12. Часть европейского маршрута E 22. Протяжённость — 610 км[2].
Магистраль М9 начинается на северо-западе Москвы от МКАД как продолжение Краснопресненского проспекта, далее проходит по территории Московской, Тверской иПсковской областей. До открытия движения по Новорижскому шоссе в 1990 году магистраль проходила по старой Волоколамской дороге (через Красногорск, Дедовск и Истру).
До декабря 2007 года, когда был открыт участок Краснопресненского проспекта с Живописным мостом и Серебряноборским тоннелем, М9 была единственной федеральной трассой, не связанной напрямую с центром Москвы соответствующей городской вылетной магистралью: дорога долгое время упиралась в МКАД.
От МКАД до Волоколамска трасса представляет собой классическую автомагистраль с разделительной полосой, отсутствием пересечений с другими транспортными путями в одном уровне и соответствующим скоростным режимом. Трасса сдана в эксплуатацию в конце 1980-х годов (за исключением участка МКАД — Красногорск, введённого в эксплуатацию в середине 90-х гг.) и носит название Новорижское шоссе.
После Волоколамска дорожное полотно сужается до одной полосы в каждую сторону, разделительная полоса отсутствует.
По состоянию на октябрь 2011 года завершена разработка проекта реконструкции автомобильной дороги М9 «Балтия». На участке от МКАД до пересечения с А108 Большой бетонкой число полос после реконструкции составит:
- 10 (по 5 в каждую сторону) на участке от 17 км (пересечение с МКАД) до 50 км (пересечение с А107 Малой бетонкой);
- 8 (по 4 в каждую сторону) на участке от пересечения с А107 Малой бетонкой до 83 км (пересечение с А108 Большой бетонкой).
Генеральный подрядчик работ по реконструкции автомобильной дороги М9 „Балтия“ на участке 17 — 50 км [3] - ООО «Трансстроймеханизация»[4].
Реконструкция продлится 40,5 месяцев, начиная с ноября 2011 года и обойдётся в 18,467 млрд руб[4].
Уже к лету 2013 года проведено частичное расширение дорожного полотна в одном направлении до первой бетонки (50 км), там же проводятся земляные и дорожные работы по расширению второго дорожного полотна.
По состоянию на конец октября 2013 года на некоторых участках (в 20-40 км от МКАД) проезжая часть расширена в два раза: 26 октября 2013 года запущено движение по четырем полосам по направлению к Москве. Освещение отсутствует.
Весной 2014 года движение транспорта на участке от МКАД до поворота на Глухово (район придорожного комплекса Лукойла) организованно по временной схеме (3 суженные полосы движения в одну сторону без обочины, движение обоих потоков по одной проезжей части (без разделителя), что приводит к временным затруднениям.
Полностью первый этап реконструкции должен завершится на год раньше запланированного срока – в конце 2014 года.