Федера́льная автомоби́льная доро́га М5 «Ура́л» (Новорязанское шоссе) — автомобильная дорога федерального значения Москва — Рязань — Пенза — Самара — Уфа —Челябинск (с подъездами к Рязани, Саранску, Пензе, Ульяновску, Самаре, Оренбургу, Уфе, Екатеринбургу). Протяжённость — 2068 километров. Дорога является частью дорогиE 30 европейской сети маршрутов и азиатского маршрута AH6.
М5 — одна из старейших автодорог страны. Участок от Москвы до Рязани (старый) построен (точнее, адаптирован для автомобильного движения, московско-рязанская дорога существовала и ранее) в начале 30-х годов, на заре автомобилизации страны. В 1946-47 гг. дорога продлена до Куйбышева[1]; на всем протяжении (от Москвы до Челябинска) движение открыто в 1965 году.
От Москвы примерно до населённого пункта Добрый Сот Рязанской области трасса имеет по две (и более) полосы в каждую сторону, далее дорога сужается и на остальном протяжении имеет по одной полосе в каждую сторону, кроме участков дороги от Мокшана до Чемодановки, объезд Пензы, от Городища до Нижний Елюзани, от Тольятти доКрасного Яра, от Языково до Уфы, от Мисяша до Челябинска. В конце XX — начале XXI века были введены в строй новые скоростные участки: в Московской области — от моста через Москву-реку до пересечения с Малым московским кольцом в районе Бронниц и от Степанщино до Коломны, с объездом последней; в Рязанской области — участок от пересечения с объездной дорогой Рязани до деревни Каменка; в Челябинской области — участок от Тимирязевского до Витаминного[2].
Продолжением трассы М5 на восток являются автодороги «Иртыш»,«Сибирь»,«Байкал» и «Амур». Восточное окончание автодороги М7 «Волга» сообщается с трассой М5 в Уфе.